воскресенье, 22 ноября 2020 г.

 

 

Консультация для воспитателей

«Музыкально- дидактические игры и упражнения

для развития чувства ритма

у детей дошкольного возраста»

(на основе методических рекомендаций

И.А.Новоскольцевой и И.М. Каплуновой)

 

  Музыкально- дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение- в доступной форме привить детям любовь к музыке, развить музыкальные способности. Музыкально - дидактически игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить музыку, у них развиваются основные компоненты музыкальности.

         ? Что же такое музыкальность?

 Музыкальность- комплекс музыкальных способностей, необходимых для участия ребёнка в разных видах музыкальной деятельности.

         ? Какие способности входят в состав музыкальности?

1)      Ведущие компоненты музыкальности- эмоциональный отклик на музыку и музыкальный слух.

2)      Музыкальные сенсорные способности: высота, тембр, динамика, длительность.

3)      Основные музыкальные способности: ладо высотный слух и чувство ритма.

4)      Способности к различным видам музыкальной деятельности: способности восприятия, исполнительские и творческие.

  Чувство ритма, на мой взгляд, является основополагающей, базовой способностью, на основе которой развиваются все остальные.

        ? Что же такое ритм?

         Ритм- чередование различных длительностей в музыке (долгих и коротких звуков).

         Ребёнок, у которого чувство ритма не будет развито, не сможет ни исполнять песни (в них тоже заложен ритм), ни участвовать в танцевальных композициях (т. к. движения будут неритмичными), ни анализировать прослушанное музыкальное произведение, ни играть в оркестре. На самом деле, истоки развития этого чувства можно увидеть ещё во внутриутробном периоде развития (ребёнок слышит стук материнского сердца), начиная гулить, лепетать, он произносит ритмические композиции тех или иных слоговых сочетаний и т. д. Наша задача - дать этому заложенному чувству развиться, тем самым определив успешное развитие музыкальных способностей ребёнка.

         Кроме того, если у ребёнка чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой, слитной речи, она невыразительна, ребёнок говорит примитивно, используя короткие отрывистые высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

         В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют практические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.

        Я сегодня познакомлю вас с теми музыкальными играми, которые вы сможете использовать в повседневной работе с детьми, когда проводите минутки шалости, физкультминутки, тем самым помогая нам в развитии музыкальности детей.

                                   Младшая группа

1)        Песенка про игрушку («Чудесный мешочек»: название игрушки, придумай ей имя)

2)      Песенка про имя (дружно произносят имя и одновременно шлёпают, хлопают)

3)      Кто твой дружок? Давай споём про него песенку!

4)      Игры с предметами - называть и прохлопывать всё, что дети видят: стол, стул, пианино, ковёр, лампочка и т.д.; создают ритмические цепочки из двух слов: пи-а-ни-но СТУЛ! (ти-ти-ти-ти – ТА)

5)      Ритм в стихах - при заучивании любого стихотворения придумывайте сопровождающие движения.

         Этими упражнениями мы готовим ребёнка (пока что на уровне подсознания) к слоговому анализу слова.

 Средняя группа

1)         Игры с игрушками (усложнение: давать ласкательные имена- зайчик - заинька, котик - котёночек и проговаривать, прохлопывать, проигрывать эти названия на музыкальных инструментах)
2)       Игры с именами. Уменьшительно - ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие (Таня- Танечка). Пропевание имён: (педагог): «Как тебя зовут?» – (ребёнок) «Настя! Настенька!  Кто твой дружок? (пропеть)
3)       Игры с предметами.
Усложнение: находить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей, и прохлопать получившееся сочетание четвертными длительностями. Н-р: крас-ный стул, бол-шо-е пи-а-ни-но.
4)         Ритм в стихах - прохлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм. (н-р: «Барабанщик»)
5)       Упражнения с ладошками- с. 20 («Этот удивительный ритм»), игры с ладошками.
6)       Ритм в музыкальных произведениях: дети подыгрывают педагогу на музыкальных инструментах двухчастные произведения; педагог ритмично читает стихотворение, а после каждой строчки дети играют на разных музыкальных инструментах (ложки, маракас, треугольник, румба)
 
Старшая группа
1)    Игры с игрушками: придумать песенку про игрушку и прохлопать её в ладоши или сыграть на музыкальном инструменте. Н-р: Бе-лоч-ка- прыг-прыг-прыг!
2)    Игры с именами: назвать своё имя, сопровождая его любыми звучащими жестами: хлопками, щелчками, стуком, шлепками.
Цель: учить детей не просто произносить и отхлопывать своё имя, а выполнять ритмические движения на каждый слог, суметь показать своё имя - поднять руки, развести в стороны, кивнуть головой и т.д. «Кто твой дружок»- поёт педагог. «Мой дружок Серёжа»- поёт ребёнок.
3)    игры с ладошками (с партнёром)
4)    Ритм в стихах «Солнце село на сосну»
 
Подготовительная группа
1)       Игры с картинками - прохлопать двум подгруппам детей разные ритмические формулы.
2)       Игры с именами – песенка о себе. Н-р: Я Танечка, я Танечка, я танцевать люблю (пропеть, сопровождая звучащими жестами); дразнилки (найти движения к своему имени и дразнилке, которые должны быть добрые, тёплые, не обидные, с юмором)
«Есть у вас и у меня…» «Кто твой дружок? Что он любит, чем увлекается?
3)       Игры с ладошками - чередовать шлепки по коленям, плечам, животу с хлопками в ладоши в различных вариантах.
4)       Ритм в стихах - «Доктор Дятел»- с. 45, «Три фасольки»- с. 50
5)       Ритмические игры – «Игра с помпоном»
6)       Игры: «Автомобили», «Магнит и железка», «Моя тень», «Моё зеркало»
7)       Речевая игра «Лежало печенье…»
 
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично
дышать и говорить».          Э. Жак- Далькроз.
 
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/02/m.yu_.docx

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий