Консультация для воспитателей
«Музыкально- дидактические игры и упражнения
для развития чувства ритма
у детей дошкольного возраста»
(на основе методических рекомендаций
И.А.Новоскольцевой и И.М. Каплуновой)
? Что
же такое музыкальность?
Музыкальность- комплекс музыкальных способностей, необходимых для участия ребёнка в разных видах музыкальной деятельности.
?
Какие способности входят в состав музыкальности?
1) Ведущие компоненты
музыкальности- эмоциональный отклик на музыку и музыкальный слух.
2) Музыкальные сенсорные
способности: высота, тембр, динамика, длительность.
3) Основные музыкальные
способности: ладо высотный слух и чувство ритма.
4) Способности к различным
видам музыкальной деятельности: способности восприятия, исполнительские и
творческие.
Ритм-
чередование различных длительностей в музыке (долгих и коротких
звуков).
Ребёнок, у которого чувство ритма не будет развито, не сможет ни
исполнять песни (в них тоже заложен ритм), ни участвовать в танцевальных
композициях (т. к. движения будут неритмичными), ни анализировать прослушанное
музыкальное произведение, ни играть в оркестре. На самом деле, истоки развития
этого чувства можно увидеть ещё во внутриутробном периоде развития (ребёнок
слышит стук материнского сердца), начиная гулить, лепетать, он произносит
ритмические композиции тех или иных слоговых сочетаний и т. д. Наша задача -
дать этому заложенному чувству развиться, тем самым определив успешное развитие
музыкальных способностей ребёнка.
Кроме
того, если у ребёнка чувство ритма несовершенно, то замедляется становление
развёрнутой, слитной речи, она невыразительна, ребёнок говорит примитивно,
используя короткие отрывистые высказывания. И в дальнейшем слабое развитие
слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не
только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В
связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально
окрашенного движения безусловную положительную роль играют практические
материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.
Я сегодня познакомлю вас с теми музыкальными играми, которые вы сможете использовать в повседневной работе с детьми, когда проводите минутки шалости, физкультминутки, тем самым помогая нам в развитии музыкальности детей.
1)
Песенка про игрушку («Чудесный мешочек»: название игрушки, придумай ей
имя)
2) Песенка про имя (дружно
произносят имя и одновременно шлёпают, хлопают)
3) Кто твой дружок? Давай споём
про него песенку!
4) Игры с предметами - называть
и прохлопывать всё, что дети видят: стол, стул, пианино, ковёр, лампочка и
т.д.; создают ритмические цепочки из двух слов: пи-а-ни-но СТУЛ! (ти-ти-ти-ти –
ТА)
5) Ритм в стихах - при
заучивании любого стихотворения придумывайте сопровождающие движения.
Этими упражнениями мы готовим ребёнка
(пока что на уровне подсознания) к слоговому анализу слова.
2) Игры с именами. Уменьшительно - ласкательное имя несёт в себе новую, более трудную ритмическую формулу, но доставляет ребёнку большое удовольствие (Таня- Танечка). Пропевание имён: (педагог): «Как тебя зовут?» – (ребёнок) «Настя! Настенька! Кто твой дружок? (пропеть)
3) Игры с предметами.
Усложнение: находить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей, и прохлопать получившееся сочетание четвертными длительностями. Н-р: крас-ный стул, бол-шо-е пи-а-ни-но.
4) Ритм в стихах - прохлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм. (н-р: «Барабанщик»)
5) Упражнения с ладошками- с. 20 («Этот удивительный ритм»), игры с ладошками.
6) Ритм в музыкальных произведениях: дети подыгрывают педагогу на музыкальных инструментах двухчастные произведения; педагог ритмично читает стихотворение, а после каждой строчки дети играют на разных музыкальных инструментах (ложки, маракас, треугольник, румба)
Старшая группа
1) Игры с игрушками: придумать песенку про игрушку и прохлопать её в ладоши или сыграть на музыкальном инструменте. Н-р: Бе-лоч-ка- прыг-прыг-прыг!
2) Игры с именами: назвать своё имя, сопровождая его любыми звучащими жестами: хлопками, щелчками, стуком, шлепками.
Цель: учить детей не просто произносить и отхлопывать своё имя, а выполнять ритмические движения на каждый слог, суметь показать своё имя - поднять руки, развести в стороны, кивнуть головой и т.д. «Кто твой дружок»- поёт педагог. «Мой дружок Серёжа»- поёт ребёнок.
3) игры с ладошками (с партнёром)
4) Ритм в стихах «Солнце село на сосну»
Подготовительная группа
1) Игры с картинками - прохлопать двум подгруппам детей разные ритмические формулы.
2) Игры с именами – песенка о себе. Н-р: Я Танечка, я Танечка, я танцевать люблю (пропеть, сопровождая звучащими жестами); дразнилки (найти движения к своему имени и дразнилке, которые должны быть добрые, тёплые, не обидные, с юмором)
«Есть у вас и у меня…» «Кто твой дружок? Что он любит, чем увлекается?
3) Игры с ладошками - чередовать шлепки по коленям, плечам, животу с хлопками в ладоши в различных вариантах.
4) Ритм в стихах - «Доктор Дятел»- с. 45, «Три фасольки»- с. 50
5) Ритмические игры – «Игра с помпоном»
6) Игры: «Автомобили», «Магнит и железка», «Моя тень», «Моё зеркало»
7) Речевая игра «Лежало печенье…»
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично
дышать и говорить». Э. Жак- Далькроз.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/06/02/m.yu_.docx
Комментариев нет:
Отправить комментарий